Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

магистраты римские

Энциклопедия Кольера

Магистраты, сенат и народ образовывали в римской республике три главных ветви власти. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций. В республиканский период власть магистратов, все их права и обязанности исходили от государства. Первоначально официальные должности могли занимать только аристократы-патриции. Верховная власть принадлежала двум ежегодно избиравшимся консулам, которым помогали приставленныые к ним квесторы, финансовые чиновники. Борьба плебеев за политические права (см. также ПАТРИЦИИ) привела к созданию плебейских магистратур - десяти трибунов, имевших право вето даже по отношению к консулам, и двух менее значительных городских чиновников, плебейских эдилов. Между 421 и 300 до н.э. плебеи были допущены ко всем магистратурам, прежде принадлежавшим исключительно патрициям, а также в большинство жреческих коллегий, что привело к возникновению новой служилой знати. Она вытеснила прежнюю аристократию и создала новый сенат, в который вошли представители немногих выдающихся родов, монополизировавших большую часть магистратур. Таким образом вносившие разлад в систему управления плебейские магистратуры влились в традиционные формы общественной жизни. По состоянию на 150 до н.э. полностью развившиеся магистратуры можно разделить на курульные (консул, диктатор, претор, цензор, курульный эдил), дававшие право на почетное (курульное) кресло и считавшиеся более престижными, и менее значительные должности (квесторы, трибуны, плебейские эдилы и т.д.). Диктатор, официальное лицо, облеченное верховной властью, избирался только в чрезвычайных ситуациях; претор являлся судьей по гражданским делам и младшим коллегой консула; цензоры проводили перепись населения и допускали или отвергали кандидатов в сенат, проводили ревизию сословия всадников; курульные эдилы отправляли гражданские и религиозные функции. По другой классификации магистратуры делились на три группы: обычные, избиравшиеся ежегодно или с постоянными интервалами, как цензоры; чрезвычайные, как диктаторы и их заместители, начальники конницы; и специальные, как, например, децемвиры - комиссия из десяти человек, созданная в 451-449 до н.э. для кодификации права.

Власть магистрата. Все магистраты обладали potestas, т.е. властью, сопутствующей их должности и необходимой для ее отправления. Высшим магистратам (консул, диктатор, претор) особым решением куриатных комиций давался также империй, т.е. право командования войсками и власть над жизнью и смертью граждан. Фактически на империй был наложен ряд ограничений, так что он мог вполне проявиться только на поле битвы. Внутри городских стен магистраты, обладавшие империем, могли прибегать к принуждению, однако при наложении тяжких наказаний граждане имели право апеллировать к народу. Все магистраты, кроме диктатора, срок должности которого, однако, ограничивался шестью месяцами, обязаны были внутри городских стен повиноваться вето народного трибуна, и все магистраты, включая и трибунов, были обязаны подчиняться вето своего коллеги по магистратуре, а низшие должностные лица - и вето лица с более высоким империем или potestas. Все, кроме цензоров, не обладавших империем и занимавших свою должность в течение 18 месяцев, могли отправлять свои обязанности в городе в течение одного года. В дальнейшем добавились и другие ограничения: запрет на повторное избрание консулом в течение десяти лет (342 до н.э.) и запрет на повторное избрание цензором (264 до н.э.), однако повторное отправление должности трибуна, хотя это случалось редко, оставалось законным, а повторное отправление должности военного трибуна - даже обычным. Запрещалось также совмещать несколько должностей (344 до н.э.).

Порядок занятия должностей и выборы. Постепенно был выработан правильный порядок занятия должностей и установлены интервалы между ними, так что каждая должность стала определять ранг тех, кто когда-либо ее занимал. Специальный закон (lex Villia annalis) в 180 до н.э. впервые определил "возраст, в котором можно претендовать на каждую должность и занимать ее". Большую четкость этим требованиям придал Сулла, вскоре этот же порядок был распространен и на плебейские магистратуры. Карьера начиналась с военной службы, и должность военного трибуна открывалась соискателям с 25 лет. Минимальный возраст для квестора определен в 31 год, для занятия должности претора - 40, консула - 43, причем должности следовало проходить именно в таком порядке. Трибунами и эдилами обычно становились после отправления должности квестора, однако эти магистратуры не считались обязательными для того, чтобы в дальнейшем претендовать на более высокие посты. Цензорами, как правило, становились бывшие консулы. Зачастую, когда срок службы магистрата истекал, он отправлялся служить в провинцию, такие назначения известны под названием "промагистрат" (букв. "за магистрата", как проконсул, пропретор). Выборы должностных лиц осуществлялись народным собранием: магистратов, обладающих империем, и цензоров выбирали на центуриатных комициях; курульных эдилов, квесторов и низших чиновников - на трибутных комициях; народных трибунов и плебейских эдилов - на собрании плебеев. Выдвигать свою кандидатуру мог только полноправный и свободнорожденный римский гражданин, здоровый телесно и умственно, к чему в реальности присоединялось требование о наличии значительного состояния. Избирать можно было только представителей всаднических (денежная знать) и сенаторских родов, двух сословий, которым были "открыты двери сената" (Цицерон). В поздний республиканский период кандидат должен был объявить о своем участии в выборах лично за три базарных дня (т.е. за 24 дня, так как римская неделя была восьмидневной). Магистраты, руководившие выборами, располагали значительными полномочиями в вопросе о допуске кандидатов и провозглашении победителя. Сроки выборов менялись, но обычно они проходили в середине лета. Первыми могли проходить выборы трибунов, а затем, по порядку - консулов, преторов, эдилов и квесторов. По истечении своих полномочий магистрат был обязан принести клятву в том, что честно исполнял свой долг и следовал законам.

Престиж магистратуры. Магистратура считалась почетной обязанностью, она не оплачивалась, хотя некоторые расходы магистрату возмещались. Однако огромные расходы, требовавшиеся от кандидатов на должности, в том числе устраивавшиеся для населения колоссальные цирковые игры и раздачи, приводили к злоупотреблениям служебным положением, к поборам при управлении провинцией в попытке возместить то, что было затрачено. Количество служителей также зависело от ранга магистрата. Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли знаки власти, называвшиеся фасциями и состоявшие из пучка прутьев и топора. У консула было 12 ликторов, у претора - 6. В присутствии высших магистратов низшие должны были вставать и опускать свои фасции. Знаками курульной магистратуры служили курульное кресло, пурпурная кайма тоги и пурпурная полоса на тунике. Трибуны получали особую скамью, а квесторы обычный стул. Лиц, занимавших при жизни курульные должности, погребали со знаками их власти, в присутствии изображений предков (их масок, которые хранились у всякого родовитого римлянина), также занимавших магистратуры.

Дальнейшая история. В эпоху великих войн 3 и 2 вв. до н.э. полномочия магистратов оказались до некоторой степени затененными ведущей ролью сената в политике и управлении. Это случилось вполне естественно, поскольку магистраты являлись еще и сенаторами. Формально магистраты сохраняли инициативу обращения к сенату за консультацией и вынесения законопроекта на обсуждение народного собрания, они все так же могли применять насилие и сохраняли судебные полномочия. В качестве представителей государства они могли заключать обязательные для народа соглашения, но эти соглашения подлежали ратификации сената и народного собрания. В период пребывания в должности магистраты пользовались неприкосновенностью, но по окончании этого срока могли быть привлечены к суду. Республиканские магистратуры сохранялись в эпоху принципата, т.е. империи, созданной Августом и его преемниками, однако их функции постепенно переходили к людям, назначенным императором, или к комиссиям, ответственным непосредственно перед ним. Выборы фактически были перенесены в сенат и происходили в соответствии с рекомендациями принцепса. Магистратуры превратились в обозначение ранга, который позволял данному лицу претендовать на высокооплачиваемую должность в имперской бюрократии. Только преторы отчасти сохраняли прежнее значение вплоть до правления Адриана. В поздней империи должности консула и претора становятся просто почетными званиями.

ЛИТЕРАТУРА

Егоров А.Б. Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э. - В кн.: История древнего мира, т. 2. М., 1989

Полезные сервисы